Мобильные игры: куда движется индустрия и что нас ждет в будущем?

Просмотров: 446
Лайков: 3
Мобильные игры: куда движется индустрия и что нас ждет в будущем?
Фото: GameSpot

С приходом на массовый рынок мобильных устройств появилось новое направление в сфере разработки – мобильные игры. Но если во времена кнопочных телефонов технические мощности были небольшими, а значит и возможности для разработки крупных проектов оставляли желать лучшего, то сейчас смартфоны и планшеты не уступают средненьким компьютерам. Java – игры были простыми, очень напоминали игры для игровых консолей GameBoy и Dendi начала 90-х годов. Это были простые аркады или платформеры с графикой уровня 8-битных приставок. Были, конечно, игры с псевдо 3D графикой и отличной, на тот момент, оптимизацией и прорисовкой, но эти игры появлялись только на смартфонах, например, Nokia, которые из-за высокой цены не были столь популярны.

Прорыв в сфере мобильной разработки наступил с 2007 года – с выходом iPhone. Это был очень мощный смартфон, с сенсорным экраном. Конечно, сенсорное управление на телефонах было и раньше, но ни одна модель другого производителя не была настолько оптимизирована, а главное не получила такого распространения. Благодаря новейшей технической начинке, на тот момент, у разработчиков мобильных игр проявилась возможность не только перенести популярные Java игры на платформу iOS, но и написать новые игры с настоящей 3D графикой.

Технические характеристики

С 2007 года технические мощности мобильных девайсов возрастают примерно в 2 раза каждый год. И сегодняшние флагманы имеют 8-ми ядерные процессоры, мощные видео-ускорители и по 4 гигабайта оперативной памяти. Samsung Galaxy S7 мощнее большинства персональных компьютеров 5 летней давности.

Сейчас уже никого не удивишь появлением популярных PC тайтлов для телефонов и планшетов на базе iOS и Android, так как мы можем наблюдать то время, когда портативные мобильные устройства уже практически не уступают персональным компьютерам по мощности. Причем крупные игровые издательства уже давно обратили свое внимание на эту тенденцию и вплотную занялись мобильной разработкой – стали выпускать официальные порты популярных компьютерных игр для смартфонов и планшетов. Мог ли рядовой игрок представить еще 5-7 лет назад, что он сможет поиграть на телефоне в полноценные GTA San Andres, Quake 2, Half – Life 1 и даже 2, Need for Speed? Еще несколько лет назад большинство компьютеров не давали возможности пользователям насладиться этими играми на высоких настройках, сегодня же это можно сделать в любое время и в любом месте. Причем это не урезанные версии, а полноценные игры, такие же как на ПК.

Магазины приложений

Значительную роль в развитии мобильной игровой индустрии сыграло появление и развитие магазинов приложений Apple Store и Google Play Market. Если раньше игры распространялись на пиратских сайтах, от пользователя к пользователю (путем передачи по Bluetooth и ИК-порту), а покупали их за деньги лишь единицы (по большей части из-за страха мошенников), то теперь появились официальные магазины приложений с огромной аудиторией пользователей. Началась централизованная продажа, покупатели перестали бояться потерять свои деньги и получить некачественный продукт, разработчики старались сделать игры лучше так как могли зарабатывать на этом неплохие деньги.

Если продукт разработчика качественный и интересный, то он довольно быстро набирает популярность, благодаря системе рейтинга оказывается на высоких позициях и его скачивает еще больше людей. Начинающие команды с интересной идеей для игры выпускают альфа и бета – версии, чтобы как можно скорее получить базу игроков, затем по мере развития выходят обновления, усовершенствуя игру.

Выход на мобильный рынок крупных игровых издательств

Известные игровые издательства тоже не обошли стороной мобильную игровую индустрию. Многие из них моментально отреагировали на этот тренд и создали специальные подразделения по разработке и адаптации игр для портативных устройств. Вначале создавались копии популярных тайтлов, но урезанные, теперь же компании адаптируют свои старые успешные игры, которые выходили на ПК и консоли, для мобильных устройств. Сравните популярную игру FIFA 2016 от Electronic Arts для Андроид или iOS с FIFA 2013 для PC. Отличия в плане графики и функционала минимальные. Вообще этот разработчик выпустил довольно много игр под своим брендом для мобильных, которые стали очень популярны у пользователей.

Если в течении нескольких прошлых лет прослеживалась тенденция портирования и копирования игр, ранее выпущенных для PC и консолей, то уже как пару лет крупные игровые издательства выпускают мультиплатформенные хиты – игры в которые можно полноценно играть как на PC, консолях, так и на смартфоне или планшете. Отличный пример от известной компании Blizzard – Hearthstone. Эта популярная карточная игра вышла в 2013 году в рамках бета-тестирования, очень понравилась любителям ККИ (коллекционные карточные игры) и многим другим игрокам, которые даже до Hearthstone не знали, что существует такой жанр игр. Компания вовремя поняла, что игра довольно простая и ее можно с легкостью оптимизировать под мобильные устройства. Мобильная версия полностью повторяет компьютерную и Херзстоун – мультиплатформенный продукт, игрок может играть на PC, затем продолжить игровую сессию на смартфоне или планшете, или наоборот, в онлайн режиме могут сражаться и мобильные и пк пользователи. Таким простым решением Blizzard по меньшей мере увеличил число игроков втрое, возможно даже больше. Конечно, такой подход не возможен для большинства игр, но Близзард одними из первых показали, как можно сделать качественную мульплатформенную игру.

Второй подход – сделать урезанную ПК-версию онлайн-игры. По такому пути идут многие крупные компании. Хитом последнего года стала мобильная игра World of Tanks Blitz – аналог старшей ПК-версии, но немного урезанный. Компания Wargaming пошла на этот шаг, благодаря огромному количеству просьб игроков сделать мобильную версию. Перенести ПК-версию на мобильные устройства было возможно, но из-за огромного количества факторов, которые игрок должен учитывать во время сражений, в нее не было бы удобно играть на телефоне или планшете. Компания провела анализ рынка, учла пожелания игроков и было принято решение сделать мобильную версию, которая бы могла повторяла большую часть функционала старшей, но была удобна для портативных устройств. Что было сделано:

  • Уменьшено количество игроков во время боя – в мобильной версии по 7 игроков в каждой команде;
  • Значительно уменьшились по масштабу карты для сражений;
  • Внедрилась новая упрощенная система управления танком и прицеливания.

Такими тремя простыми шагами компания добилась того, что время одного боя в игре составляет 5-7 минут. Такие короткие игровые сессии наиболее удобны для мобильных пользователей.

В целом Blitz по количеству техники значительно уступает своему старшему брату, но функционал схож, системы покупки и прокачки такие же, танки выглядят и двигаются реалистично.

Выпустив мобильную версию World of Tanks компания Wargaming смогла значительно увеличить свою прибыль, а также привлечь в игру огромное количество новых игроков. Новичок пробует Blitz, ему она нравится, и он устанавливает себе "Танки" на компьютер. Все это было бы невозможно если бы игра не была очень продуманной и качественной – разработчики провели огромную работу.

Какие игры становятся популярными?

Качественные крупные проекты набирают огромную аудиторию, но на игровом рынке всегда становятся очень востребованы казуальные игры. Вспомните хотя бы те же Angry Birds – практически все версии игры набирали больше 10 миллионов скачиваний. Хит прошлых лет – Flappy Birds, разработчиком игры был простой программист, который смог сделать ее в одиночку, заработал при этом несколько миллионов долларов. Тысячами можно найти в Apple Store и Google Play различные небольшие игры, которые не требуют от игрока погружения в нее, а заключаются в простом повторении элементарных действий.

Такие игры всегда будут популярны для смартфонов, игроку хочется проводить короткие игровые сессии во время небольших перерывов, например, на работе за чашечкой кофе, в очереди, в поездке и т.д.

Монетизация мобильных игр

Все бы хорошо, но нельзя не сказать о ложке дегтя – монетизация мобильных игр. Огромный спрос пользователей на простые игры дает возможности небольшим командам, а также разработчикам-одиночкам делать игры-однодневки, которые создаются лишь с одной целью – заработать денег. Крупные игровые издательства тоже этим грешат, но они выпускают хотя бы качественный полноценный продукт.

На данный момент мобильные игры можно разделить на 3 категории:

  1. Качественный платный продукт. Пользователь один раз отдает определенную суму денег (в среднем 3-5 доллара) и получает полноценный качественный продукт, который не «заражен» системой Free to Play. Такие игры – самое лучшее, что есть на данный момент в магазинах приложений.
  2. Free to play – бесплатные игры с возможностью внутриигровых покупок. Такие игры бывают 2-х типов: от доната не зависит игровой процесс и игровой процесс полностью зависит от доната. К первому типу относятся в основном крупные проекты, разработчики которых дорожат своей репутацией, например, Hearthstone и World of Tanks, в которые можно играть и без вливания денег. А ко второй категории относятся большинство игр в Apple Store и Google Play, эти игры хоть и качественные, но играть в них без доната очень сложно. В большинстве своем они первоначально и создавались именно для выкачивания денег с пользователей.
  3. Игры с рекламой. Это обычно навязчивая реклама, которую трудно закрыть и невозможно отключить. Это небольшие игрушки, которые создаются одним разработчиком или небольшой командой для заработка. Кстати, их все меньше на просторах маркетов, так как разработчики уже поняли, что монетизировать свои творения, все-таки, гораздо выгоднее донатом.

Что нас ждет в будущем?

Если посмотреть на развитие мобильной игровой индустрии, то становится понятно, что в ближайшее время Free to play игры займут львиную часть рынка, как это прискорбно бы не звучало. Когда пользователям это надоест, и они перейдут к старой схеме – покупке качественного продукта без возможности доната, то и разработчики отреагируют на это незамедлительно, и мы сможем покупать классный продукт, а не очередную донатную ферму аля Clash of Clans.

Что же касается технической составляющей, то гонка производителей смартфонов и планшетов продолжается, явного лидера пока не выявлено. Современные телефоны уже сейчас по своей производительности не уступают компьютерам и, думаю, эта тенденция продолжается. Благодаря этому стоит ждать появления все большего количества кроссплатформенных игр, играть в которые можно будет на любом девайсе под любой операционной системой.

Комментарии